Wednesday, January 4, 2017

У нас опять тихо ...

Лето у бабушки в Эквадоре закончилось.  Приоритеты были расставлены очевидным образом, так что до писательства руки не доходили.  Четыре с половиной месяца Захар провёл с нами, и мы получили уникальную возможность изо дня в день наблюдать, как растёт этот маленький человек.  Ни с нашими собственными детьми, ни со старшими внуками у нас этой возможности, к сожалению, не было.  Работа, заботы, хлопоты - сами знаете ... 
А сейчас всё время, как говорят, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю он был у нас на глазах.  Родители появлялись только в Скайпе по вечерам, так что все педагогические решения и ответственность за их последствия были наши.  Осознание этого позволило со всей очевидностью обнажить нашу, мягко говоря, неосведомлённость в вопросах педагогики раннего возраста.  На помощь, естественно, пришли книжки.  До сих пор наше образование в этой области практически ограничивалось тем, что мы, после рождения дочери, прочитали (правда, очень внимательно) у доктора Спока.  В силу отсутствия опыта и альтернативных мнений следовали мы его советам довольно буквально, что зачастую приводило к не совсем желаемым результатам.  Надо честно признаться, что за те десятилетия, что пролетели с тех пор, наша образованность в этой области далеко не продвинулась.  Ну да, появился некий жизненный опыт, но в основном самого общего плана, да и получаемый полуинтуитивным путём.  А тут, "перед лицом стоящих перед нами задач" я с интересом и удовольствием проштудировал пару книг, составивших теоретическую базу, и, имея неограниченную возможность применять вновь полученные знания в ходе многочасовых семинарских занятий, осмыслить и закрепить их на практике.  Не буду вдаваться в детали, но это были хорошие книжки, которые давали много поводов для размышлений, что, в свою очередь, не могло не сказаться прежде всего на мне самом.  Область-то бездонная и безграничная.
Упомяну только два тезиса, важных с моей точки зрения.  На первый взгляд они кажутся очевидными, но попробуйте постоянно помнить о них и анализировать своё поведение, сверяя его с ними.  Мой опыт показывает, что это вовсе не просто - эмоции и усталость зачастую толкают нас в противоположную сторону.

Итак:
1. Говоря "хороший ребёнок" мы зачастую подразумеваем под этим "послушный ребёнок".
2. Ребёнок - полноправная личность.  У него ещё очень мал опыт, у него ещё мало знаний, но он - Человек.  Со своими правами, с чувством собственного достоинства.

Выводов из этих двух тезисов множество, и они зачастую далеко не тривиальны, но здесь, конечно, не место рассуждать на эту тему.

Прогресс Захара за это время удивляет.  Я никоим образом не могу претендовать на беспристрастность, поэтому сделайте на это скидку.  Можно довольно долго перечислять, чему он научился, но постараюсь ограничиться тем, что больше всего меня впечатляет.
Владение собой.  Ещё в начале лета случались у нас с Захаром стычки, когда он без видимых нам причин не просто упрямился, а устраивал громкие скандалы, порою, как казалось, теряя всякий контроль над собой.  Иногда его "хочу" тоже приобретало довольно безобразные формы, если это желание не могло быть немедленно удовлетворено.  К концу "срока" это был совсем другой человек.  Меня порой поражала какая-то взрослость его эмоций.  Только один эпизод.  Мы гуляем по городу вместе с приехавшими родителями, отлучившимися на экскурсию.  Захар - в рёв: где мои мама и папа.  Чтобы как-то отвлечь его, подходим к уличному развалу всякой ерунды, продающейся к Рождеству и Новому Году.  И тут его взгляд падает на большую игрушечную пожарную машину, затесавшуюся среди кукол и масок.  Захар застывает завороженный.  Спросив разрешения у продавщицы, осторожно достаём её, рассматриваем, и генетически заложенная в Захаре страсть к машинам выплёскивается из него во всей своей необъятности.  "Захарик, давай поставим машину на место" - предлагаю ему.  Он молча поднимает на меня свои повлажневшие глаза, становится совершенно ясно, что сама мысль о том, что сейчас ему придётся расстаться с этим чудом, причиняет ему нечеловеческие страдания.  Да он уже просто физически не может разжать пальцев и выпустить из рук эту замечательную машину.  Но он крепится изо всех сил, помня, что грубым натиском скорее всего ничего не добьёшься.  "А мы с собой деньги взяли?" - начинает он издалека (он стал ещё и довольно изобретательным дипломатом).  Подтверждаю, что взяли.  Он продолжает молча бороться с искушением напрямую попросить купить всё-таки эту неповторимую машину, у которой поворачивается и выдвигается лестница, и все колёса крутятся, а внутри ...  И вся буря эмоций - на лице, и он переводит взгляд с машины на меня, и опять на машину.  Моё сердце не выдерживает, преклонение перед его мужеством побеждает, и мы отходим от продавщицы с заветной покупкой.  Ещё совсем недавно события в подобной ситуации развивались совсе по другому сценарию.
И ещё один совсем свежий эпизод.  Последние дни Захар буквально считал дни до приезда родителей.  И вот они, наконец, приехали, чтобы забрать его с собой.  В один из дней родители решили навестить местную достопримечательность - русский бар.  Чтобы не травмировать мальчишку душераздирающими сценами расставания, из дома вышли, когда Захар спал.  Проснувшись, он первым делом спросил: "А где мои мама и папа?".  Не обнаружив их дома, он, не слушая никаких объяснений, он разревелся, крича "Давай возьмём фонарик и пойдём их искать".  И тут его поразила страшная мысль - уехали.  Уехали без него!  Они ведь обещали взять его с собой.  Рыдания остановить было невозможно.  То, что мы предъявляли доказательства, что это не так - родительские чемоданы, обувь - никакого действия не оказывало.  Горе было безграничным, он в отчаянии кричал: "Они теперь чужие.  Они уехали без меня!"  Тут уж мы принялись дружно рыдать все вместе.  Казалось, что если бы он знал слово "предательство", то оно бы сейчас вырвалось у него.  Я сам отношу предательство к одним из самых отвратительных поступков, поэтому эта его совершенно недетская реакция на возможный факт нарушения данного ему слова потрясала и трогала до глубины души.  В конце концов его всё же удалось убедить, что это ну совершенно невозможно, что такого не может быть, потому что не может быть никогда.  Не могу поручиться наверняка, но мне кажется, что этот взрыв отчаяния был вызван не только тем, что мамы с папой нет рядом, но и тем, что их возможный отъезд явился бы унизительным фактом, уязвляющим его достоинство - значит, с ним можно не считаться, можно вот просто так взять и нарушить слово, даже не посчитав нужным сказать ему об этом.
Были и другие свидетельства захаровой эмоциональной продвинутости, но не буду вас утомлять своими рассказами.

И напоследок не могу не упомянуть его речь.  Сейчас с ним уже можно подолгу разговаривать, как говорится, "на полном серьёзе".  Его словарь довольно обширен, речь почти безукоризненна.  Мы старались записывать его самые интересные речения, так что у нас образовалась наша мини-версия "От двух до пяти".

Совершенно безграничная любознательность.  Стандартные просьбы были: "Покажи, научи, расскажи".  Мы пользовались этим и в корыстных целях.  После решительных заявлений "Не хочу кушать" можно было пообещать ему рассказать какую-нибудь историю, и под этот аккомпанемент, которому он внимал с раскрытым ртом, он съедал всё.  Таким образом, нам удалось опровергнуть расхожее мнение, что соловья баснями не кормят.  У нас под басни очень даже хорошо шло не только поглощение каши, но и многие другие необходимые мероприятия проходили "на ура".

Ну и конечно, в нашей жизни было много всего интересного и радостного.  За время пребывания Захара у нас я начал сомневаться в основах.  В частности, в истинности закона сохранения энергии.  Откуда в этом живчике берётся столько сил?  В конце дня, когда мы уже бывали совершенно без сил, он ещё носился, прыгал, кувыркался без видимых признаков усталости.

Напоследок - портрет героя нашего рассказа.

Теперь у нас дома и во дворе опять всё тихо и благочинно.  Но эту тему я уже развивать не буду.

Всех наших верных читателей - с наступившим Новым Годом и пусть он вам принесёт много новых впечатлений, радости и любви.

1 comment:

  1. Ещё история. Вчера в садике сказали, что он единственный из группы кто смог ответить на вопрос "что такое церковь?" - сказал, что это такой дом где играет музыка и молятся.

    ReplyDelete